Модератор: moderator_training

Легенда о правильном первом шаге

Сообщение gleb » 14 окт 2009 (Ср), 12:07

Сегодня утром я ошибся. Спросонья брел куда-то в сторону уютного чайника, когда повстречался с преисполненным торжества сыном: парень не отступил перед хитроумными застежками, соединяющими игрушку с рюкзаком, и одолел этот гордиев узел при помощи здоровенных ножниц. Увидев орудие труда в одной руке своего чада и птичку с развевающимися останками веревочек в другой, я не удержался: "А это ты зря!" Перемена в лице ребенка была столь стремительна, что тут же пришлось придумывать, как вытащить пацана из состояния катастрофы.

Горюя о своих недостатках по части воспитания, я поймал себя на аналогии с танцевальными уроками. Вот сегодня утром можно было поздравить мальчишку с маленькой победой, чтобы позже научить открывать замочки менее фатальным способом. А как быть с учеником, который корежит шаги, несмотря на все объяснения?

Так хочется, чтобы он наконец сделал, как надо! Ну давай же! Ногу туда! Бедро сюда! Коленку не гни! А эту сгибай! Плечи расслабь! Улыбнись! Руки где?…

А если отступить и подумать о приоритетах? Да, игрушка испорчена и расстегивать лучше, чем разрезать. А этому шагу до идеала – как до звезды. Но плюшевой птичкой можно пожертвовать ради уверенности и самостоятельности маленького мужчины. А что остановит учителя танцев от чрезмерного усердия донести "все и сразу"?

Может быть, поможет уверенность в том, что любой трудный путь проходится шаг за шагом? Или нужны любовь и уважение к человеку, – в настоящем, хорошем смысле слова? А может, требуется профессионализм в прокладывании индивидуального маршрута ученика к его танцевальным вершинам?

Забавно слушать человека, желающего "сразу сделать правильно, чтобы потом не переучиваться". Но обидно самого себя ловить на нетерпении, несдержанности и неумении преподносить воспитательный или учебный материал.
Аватара пользователя
gleb
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 4448
Зарегистрирован: 31 авг 2004 (Вт), 22:20

Сообщение Виктория » 14 окт 2009 (Ср), 12:48

Имхо, именно уважение к другому человеку в первую очередь.

Для меня это вообще один из главных критериев профессиональной пригодности преподавателя, его способность с уважением относиться к своим ученикам. Осознание того простого факта, что от того, что человек не знает или не умеет того, что умею я - он не становится хуже. И высокомерное, снисходительное отношение тут неуместно (ну собственно оно вообще никогда не уместно, но в преподавании имхо просто недопустимо).

Более того - и то, что человек не очень одарен в какой-то области, это не значит, что он хуже и ли заслуживает меньше уважения - может, даже наоборот, ему приходится больше усилий прилагать. И не значит, что ему не нужно этому учиться. Да, у всех разные способности, будь то к танцам, технике, литературе - не важно. Кому-то легче, кому-то труднее, кому-то все дается с лету, кому-то - тяжелыми усилиями. Но если есть желание - это самое главное, имхо.

И я свою задачу вижу не только в том, чтобы научить - но и в том, чтобы это желание не убить, а даже наоборот, поддерживать и всячески культивировать. Научить как раз не очень-то и сложно: есть разработанные методики, программы... А вот методик, как заинтересовать, зажечь - и потом этот огонь помогать поддерживать, их нет практически, это каждый своим опытом и своими ошибками вырабатывает. Но для меня это в работе преподавателя самое главное. Не столько оценки учеников на экзаменах, сколько их горящие глаза на занятиях. Не то, что он прочитал весь материал - а то, что полез искать дополнительный (пусть даже в ущерб основному). Не гениальность доклада на конференции - а то, что он есть, что возникло желание и есть кайф от совершения пусть маленького, но открытия, есть удовольствие от творчества.

Поэтому мне и близко широкое понимание творчества, каждый человек творит, когда создает что-то новое, пусть даже это только субъективное новое - для него. (Если бы я вела танцевальные занятия - то видимо важны были бы не столько успехи на конкурсах, сколько то, что они продолжают приходить на занятия, не столько правильность техники - сколько то, что они получают удовольствие от танца).

И самое сложное - и самое важное - этот кайф, это удовольствие показать, даже - особенно - тем, у кого не сразу получается или получается не очень хорошо.

Мои заповеди по этому поводу - они элементарные, конечно, с теоретической точки зрения - но практически это не всегда легко:

  • Хвалить. Как можно больше! Не важно за что, хоть что-то - всегда можно найти
  • Не говорить, что нечто сделано плохо. Говорить: неплохо, но можно еще лучше - и объяснять, как
  • Не пугать сразу объемом и сложностью, давать материал небольшими порциями и маленькими шагами, но обязательно относительно завершенными этапами: чтобы было ощущение, что небольшая победа достигнута, а не то, что впереди огромное непаханное поле, которое ни в жизнь не перейти
  • Не жалеть времени на то, что не слишком полезно - но интересно и приносит удовольствие
  • Вообще как можно больше разнообразия - в материале, формах работы
  • Не жалеть времени на повторения и никогда не терять терпения, повторяя в 150-й раз одно и то же. Если не поняли - значит, надо объяснить по-другому. А иначе - перестанут спрашивать вообще.
  • Не прерывать, даже когда говорят явную чушь - пусть человек договорит, закончит мысль, нельзя его с нее сбивать. Замечания и потом можно высказать. А вдруг он по ходу рассуждения сам все поймет?
  • Вообще поменьше исправлять самой - лучше подсказать ему путь, чтобы он сам понял, почему это неверно, вопросами наводящими хотя бы
  • Не "ты ошибся", а "по-моему, лучше было бы так"
  • Не сравнивать друг с другом, не ставить в пример
  • Такт. Не обобщать, не задевать лично, вообще не затрагивать личные качества, не выдавать отрицательные оценочные суждения, не ставить в смешное положение
  • Есть притча очень известная, про разницу, когда ребенку говорят "Немедленно принеси дрова, а то получишь по шее" или "я уверен, что ты захочешь помочь маме принести дрова" (передаю очень условно, общий смысл). Вот это для меня иллюстрация очень наглядная - мне близок только второй подход, первый - тупиковый, имхо. Не репрессивная система, а стимулирующая
  • Про уважение я уже сказала, это вообще № 1
  • Так или иначе, но пообщаться с каждым в группе, понять его знания/способности
  • Вместе с уважительным отношением внимание к каждому как раз и вырабатывает индивидуальный подход к каждому и понимание того, что вот этому нужно больше внимания, а этому наоборот - он от пристального внимания тушуется, а самостоятельно работает лучше, а этот стесняется говорить, лучше напишет, а вот тот и рад бы сказать - но его "забивают" более активные однокурсники, поэтому надо спрашивать почаще и т.п.
  • И еще чувство юмора очень помогает, особенно по отношению к себе. Это для меня второй признак профпригодности преподавателя - не относиться к себе слишком серьезно.
Получилось длинно, сумбурно и не совсем по теме, извини. Просто очень много всего хотелось сказать одновременно, тем более, что все и наболевшее, и думанное-передуманное много раз, но не сформулированное пока.
Изображение
Аватара пользователя
Виктория
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 3435
Зарегистрирован: 24 мар 2007 (Сб), 02:03
Откуда: Москва

Сообщение Беленкова Татьяна » 14 окт 2009 (Ср), 13:26

gleb писал(а):Перемена в лице ребенка была столь стремительна, что тут же пришлось придумывать, как вытащить пацана из состояния катастрофы.

А как ты выкрутился? :)
Аватара пользователя
Беленкова Татьяна
в таверне
в таверне
 
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 09 янв 2007 (Вт), 11:33

Сообщение gleb » 14 окт 2009 (Ср), 19:31

Пришлось выкручиваться комплексно ;)
Расспросил, для чего он вообще эту птицу от рюкзака отцеплял. Согласился, что будет очень здорово, если птица будет не болтаться на рюкзаке, а в кармане куртки сидеть, где тепло и уютно.
Еще пообещал научить, как отцеплять без ножниц и как разрезанные веревочки зашивать. Ну и дождался, чтобы парень сам распорядился, когда мы всем этим займемся.
Где-то так :bee:
Аватара пользователя
gleb
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 4448
Зарегистрирован: 31 авг 2004 (Вт), 22:20

Сообщение Vovik » 14 окт 2009 (Ср), 22:49

Глеб - я поражаюсь тебе :headbang: . Мне ещё многому надо научится :(
Аватара пользователя
Vovik
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: 24 окт 2005 (Пн), 13:02
Откуда: Остров на Серпуховской. Из Видного

Сообщение Виктория » 23 дек 2009 (Ср), 00:49

А можно я еще раздумьями поделюсь?
На тему, которая меня волнует в последнее время, а именно работа с людьми взрослыми.

С одной стороны, это благодарная аудитория - они пришли, потому что действительно хотят чему-то научиться, это взвешенное решение, они готовы тратить на на обучение свое время и деньги. И они обычно твердо знают, чего они хотят и чего не хотят. Но у этого есть и обратная сторона - насколько преподаватель эти ожидания оправдывает и надо ли вообще их оправдывать.

Потому что, с одной стороны, это все же не салон красоты, где клиент всегда прав. С другой - это ожидания, которые возникли не на пустом месте, и, ежели люди не будут тут получать того, что им надо - они уйдут куда-то еще. С третьей стороны, они таки могут не понимать, что им это надо. :) А ты это знаешь, потому что данным материалом владеешь все-таки лучше и понимаешь, что без этих основ (например) двигаться дальше нельзя. С четвертой стороны - а если попробовать? :)

Я пытаюсь выкручиваться подробными объяснениями. Описанием перспективы, как я ее вижу и обсуждением, что, собственно, ждут они. Тогда хотя бы видно, насколько легко будет найти общий знаменатель. И потом объяснением каждого шага. Что вот - это может быть неинтересно, но это нам надо потому-то и потому-то. По возможности аргументированно, потому что люди взрослые мало что принимают на веру. :)

Соответственно, когда какой-то отрезок пути пройден и результат достигнут - особенно важно это показать. Что вот, еще две недели назад мы этого не умели, а теперь - легко. Все было не зря. :) Вот она, польза.

Еще - позволять экспериментировать по максимуму. Благо у меня специальность, где опасности для жизни и здоровья не существует. :) Хочет сделать так - ок, пусть попробует.

Ну и то, что в процессе должно быть интересно и от процесса обучения люди должны получать удовольствие - это еще более актуально. Тем более, что методами принуждения тут уже не сработаешь никак, это вызывает только обратный эффект - довольно яростного отторжения. Оно может в разных формах проявляться - пассивного сопротивления, иронии, саботаже или спорах - но во взрослой аудитории оно есть всегда. Они не приемлют давления ни в какой форме.

Извините за очередной потом сознания. :oops: Как-то накопилось под конец семестра...
Изображение
Аватара пользователя
Виктория
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 3435
Зарегистрирован: 24 мар 2007 (Сб), 02:03
Откуда: Москва

Легенда о правильном первом шаге

Сообщение Antly » 23 дек 2009 (Ср), 10:48

gleb писал(а):...А если отступить и подумать о приоритетах? Да, игрушка испорчена и расстегивать лучше, чем разрезать. А этому шагу до идеала – как до звезды. Но плюшевой птичкой можно пожертвовать ради уверенности и самостоятельности маленького мужчины. А что остановит учителя танцев от чрезмерного усердия донести "все и сразу"?

Может быть, поможет уверенность в том, что любой трудный путь проходится шаг за шагом? Или нужны любовь и уважение к человеку, – в настоящем, хорошем смысле слова? А может, требуется профессионализм в прокладывании индивидуального маршрута ученика к его танцевальным вершинам?...


Была чудесная книга по моделям эффективного обучения - Карен Прайор "Не рычите на собаку!", там как раз эта мысль очень убедительно доносится - что положительное подкрепление даже самых малозаметных успехов в обучении приводит в итоге к результату быстрее, чем другие варианты :)

...Путь в тысячу ли начинается с первого шага...
Аватара пользователя
Antly
в гавани
в гавани
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 07 июл 2009 (Вт), 09:49
Откуда: Москва

Сообщение Artur » 23 дек 2009 (Ср), 22:05

Вика.Согласен с тобой во всем. А отчего так все накопилось?...
Нет времени на медленные танцы!...
Artur
в таверне
в таверне
 
Сообщения: 350
Зарегистрирован: 30 май 2008 (Пт), 14:56
Откуда: Москва

Сообщение Виктория » 24 дек 2009 (Чт), 00:34

Ну, всегда к концу семестра подводятся некоторые итоги. А у меня как-то не очень складывается с группами вечернего отделения и второго высшего - т.е. как раз где люди взрослые, и я пытаюсь это изменить. Ну и еще ряд поводов к таким размышлениям был.
Изображение
Аватара пользователя
Виктория
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 3435
Зарегистрирован: 24 мар 2007 (Сб), 02:03
Откуда: Москва

Новое сообщение Виктория » 22 май 2010 (Сб), 01:30

Еще подумалось вот о чем.

Среди так называемых общеучебных навыков есть умение отвечать прямо на поставленный вопрос. Т.е. не воспроизводить дословно параграф учебника, а подумать и вычленить оттуда именно то, что спрашивает преподаватель. (Теоретически этому учат в 5 классе, а на практике я учу этому студентов).

Так вот, мне пришло в голову, что не менее важный преподавательский навык - это услышать именно то, что ученик говорит. Не то, что ты хочешь услышать или думаешь, что он должен сказать - а именно то, что он говорит. Услышать и понять.

И как высший пилотаж - понять то, что он пытается сказать, но по каким-то причинам не может.

Только этому нигде не учат...
Изображение
Аватара пользователя
Виктория
живет на острове
живет на острове
 
Сообщения: 3435
Зарегистрирован: 24 мар 2007 (Сб), 02:03
Откуда: Москва


Вернуться в Обучение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron